Даже не обсуждается, что каждый НЧ динамик требует своего, оптимального для него выходного сопротивления усилителя, ниже которого растут нелинейные и интермодуляционные искажения, а выше – механические, связанные с недостаточностью электрического демпфирования подвижной системы. Это объясняется тем, что динамическая головка должна демпфироваться не только акустически, но и частично электрически путем торможения ее магнитным полем для устранения механических резонансов и призвуков, присущих любой подвижной системе.
Таким образом, выходное сопротивление усилителя имеет большое значение для демпфирования подвижной системы динамиков в области основного резонанса.
Выходное сопротивление усилителей, как правило, делают очень маленьким - у современных автомобильных усилителей оно имеет величину порядка 0,005-0,1 Ом.
Сильно углубляться в теорию не буду, по этому вопросу уже достаточно много всего написано…. например: Должен ли УМЗЧ иметь малое выходное сопротивление?
(Собственно это статья С. Агеева, опубликованная в журнале "Радио", № 4, 1997 г.) Усилитель: что мешает звучать правильно? (часть 2)
Для
того чтобы диффузор НЧ-динамика в низкочастотном диапазоне следовал более-менее
точно электрическому сигналу без возникновения паразитных колебаний (призвуков)
на частоте основного и других резонансов, он должен быть достаточно хорошо и
точно задемпфирован акустически. Но, как правило, акустического демпфирования
недостаточно, (особенно для автомобильных мидбасов компрессионного типа с
тяжелыми подвижными системами, применяемых в большинстве автомобильных
инсталляций), поэтому динамики
дополнительно демпфируются низким выходным сопротивлением усилителя, устраняя,
таким образом, проблему резонансов и других призвуков, приводящих к ухудшению
разборчивости НЧ-сигналов.
Это привело к возникновению красивого маркетингового хода, под названием «Демпинг-фактор» (или по другому «коэффициент демпфирования» – это отношение номинального сопротивления громкоговорителя к выходному сопротивлению усилителя мощности), так как необходимость демпфирования на НЧ низким выходным сопротивлением входит в противоречие с тем, что интермодуляционные искажения динамика становятся значительно меньше, если у усилителя будет оптимальное для конкретного динамика НЧ положительное выходное сопротивление.
Фактически, каждый динамик при работе с конкретным усилителем, можно с полным правом рассматривать как принудительную, неотключаемую тембральную добавку/убавку к звучанию.
Немного перефразирую: усилители на 90% звучат по-разному именно из-за импеданса конкретного динамика в конкретном акустическом оформлении.
Один из выходов - применение усилителей, способных
обеспечить нулевое (или даже отрицательное) выходное сопротивление усилителя на
низких частотах (частоте основного резонанса НЧ-динамика), и регулируемое
положительное выходное на более высоких частотах, обеспечивающие при этом
линейность АЧХ (амплитудно-частотной характеристики) на линейную нагрузку, что
сведет к минимуму частотный дисбаланс. Но таких автомобильных усилителей, к сожалению,
до сих пор просто нет и вряд-ли будут..... хотя всем понятно, что акустическое демпфирование не обладает всеми возможностями электрического и в конечном счете обходится дороже.
К самим усилителям и их выходному сопротивлению мы еще вернемся, а сейчас попытаемся проанализировать некоторые динамики с точки зрения - а какого-же эти динамики хотят оптимального для них выходного сопротивления усилителя, чтобы хоть как-то работать с удобоваримыми для нашего слуха механическими, нелинейными и интермодуляционными искажениями.
И также может и поймем, почему с некоторыми динамиками при инсталляции в автомобиле приходится делать такие сложные танцы с бубном… так называемая проблемы: «почему усилитель не контролирует НЧ динамик?», "почему мид гудит" или "откуда берется "горб" на НЧ?".. и т.д.
В сообщении я буду
основываться на заводских даташитах динамиков, так как
реальные параметры, даже если они несколько другие - в целом само отношение конкретного динамика к
требуемому выходному сопротивлению усилителя кардинально не изменяют, лишь только
немного изменяются плюс/минус оптимальные объемы акустического оформления.
Также по понятным причинам речь не пойдет о звучании, акустических проводах, силовой
проводке усилителей, подиумах, виброшумке и др., которые, конечно, играют
большую роль, но в данном случае не решающую. Переходную характеристику салона
автомобиля тоже хотелось-бы учесть, но это более важно для сабфуферов (к ним я
еще вернусь), а с мидбасами это решается проще – подрезкой их ФВЧ в нужном
месте, для правильной стыковки с сабом.
Основной посыл: главный тормоз динамика - электрический, и лучше кроме усилителя динамик ничем не тормозить.
Мною были выбраны достаточно приметных у автозвуковиков 4 мидбаса, которые как нельзя лучше характеризуют основные варианты использования их в автомобиле, как и проблемы, связанных с этим.
Пока это первые выводы... возможно выводы будут уточнены, но не думаю, что кардинально.
В начале будем придерживаться оптимальной с точки зрения формы АЧХ, то есть «баттервортовского» значения результирующей добротности Qtc= 0,707.
То, что в некоторых случаях динамики лучше звучат, когда их результирующая добротность в оформлении чуть выше или чуть ниже 0,7 - нюансов здесь много и в общем можно сказать, что для каждого динамика в конкретном оформлении есть своя оптимальная полная добротность... ведь результирующая полная добротность динамика получается с учётом присоединенного объема воздуха, пространства за динамиком, материала заполнения ящика, выходного сопротивления усилителя, кабелей, фильтров и т.д.. ну а результат неоптимальной добротности вполне предсказуем:
Q>= оптимума - энергетика ярче выражена, но затягиваются послезвучия
Q<= оптимума - более точен, но энергия импульса ослаблена, не столь выразителен.......
Для расчетов требуемого выходного сопротивления усилителя я буду использовать проверенную временем и практикой программку combinOS.exe
На основе реальных измерений и сравнений данных, выдаваемых программой - по моему опыту получается, что до 30-35 литров можно считать, что это закрытый ящик, а от 50 литров и выше – можно считать, что это соответствует дверной установке динамиков.
Параметры Тиля - Смолла
Приступим:
1. Вначале проанализируем мидбас SUPREMO SW 6" и построим графики зависимости требуемого Rвых усилителя от объема акустического оформления и сюда-же разместим график получаемой результирующей добротности и получившуюся частоту среза F3 (в данном случае делённую на 80, чтобы просто втиснуться в график).
Смотрим на график (на этом графике и всех графиках ниже: Qts - это ощибка, правильно Qtc)
Видно, что при нулевом выходном сопротивлении усилителя этот динамик хочет в ящик 24,5 литра, где его результирующая добротность будет соответствовать 0,7.
Это хорошо,.... что собственно и соответствует опыту практической установки этого мидбаса... хотя не совсем точно - обычно этот динамик запихивают в ящик 10-12 литров, получается приятный горбик на 1 дБ на 100-110 Гц... а некоторые даже ставят в двери... но тогда получается неприятный спадик на 1 дБ на 100Гц (по сравнению с оптимальными параметрами).
Да в общем-то никто никому не мешает ставить свои динамики куда угодно.. хоть на днище автомобиля.
Я веду разговор о максимально точном согласовании выходного сопротивления усилителя с акустическим оформлением динамика, для максимально контроля усилителем динамика со всеми вытекающими отсюда положительными последствиями.
В той-же двери этот мидбас будет играть с результирующей добротностью 0,62-0,63 и резонансной 80 Гц.. а если бы усилитель был с выходным сопротивлением 0,5-0,6 Ом, то добротность стала-бы 0,7 и частота среза 70 Гц....
Ясно что нулевое сопротивление усилителя – это миф, так же как и точное омическое сопротивление динамика и индуктивность катушки. Все меняется, пляшет, прыгает в зависимости от уровня мощности, температуры, частоты и т.д. и т.п..
Поэтому вокруг точки нулевого сопротивления усилителя я обвел кружочком в каких допусках это все может быть на практике.. так, примерно... реально оно может быть и больше..
Общий вывод по SUPREMO SW 6" – это ящичный мидбас и при правильно выбранном объеме ящика может контролироваться практически любым усилителем.
2. Второй динамик – это GENESIS ABS 18.01.
Смотрим
на график.
Видно, что результирующая добротность 0,7 получается при объеме примерно 54 литра (что соответствует двери автомобиля). Так оно на практике и есть – эти миды прекрасно работают в объеме двери.
Общий вывод по GENESIS ABS 18.01 – это дверной мидбас и при правильной инсталляции может контролироваться практически любым усилителем.
Теперь переходим к более сложным мидбасам, про которые сломано немало копий на форумах.
Смотрим на графики.
Опа, а результирующая добротность 0,7 будет только в ящике 14 литров, а при работе на дверь результирующая добротность динамика будет от 0,5 и ниже и при этом ни о каких басах речи не может и быть, но зато импульсная характеристика будет лучше....
При дверной установке мидбас будет выдавать басы только в том случае если выходное сопротивление усилителя будет положительное и составлять 1,5-2 ома.
Так оно на практике получилось, о чем я и описывал в блоге:
Основной смысл такой доработки совсем не в басах, а в том, что мы теперь имеем возможность установив динамик в дверь оперативно подстраивать результирующую добротность такую, какая нам больше нравится - от Бесселя и выше баттервордовской, так как можно поворотом резистора выбирать: что требуется - лучшая середина или бас?
Общий вывод по Scan Speak 18W/4531 – если его ставить в дверь, то этот мидбас будет выдавать басы и контролироваться только усилителем с положительным выходным сопротивлением 1,2-2,0 ома.
Интересно было-бы найти измеренные параметры доработанных динамиков (после замены шайбы), чтобы увидеть, что они стали именно дверные.... может у кого такие данные есть?
Нужны следующие параметры: резонансная частота, омическое сопротивление катушки Re, механическая и электрическая добротность и эквивалентный объем.
Но пока это, видимо, ооочень большой секрет.
4. Теперь попробуем посмотреть на графики динамика Focal Utopia 7W2.
Как мы видим по графикам, здесь ни при каких удобоваримых объемах акустического оформления нет такого усилителя, который бы мог полностью контролировать эту Utopia 7W2. Динамик однозначно требует усилителя с отрицательным выходным сопротивлением… все обыкновенные автомобильные усилители, с пусть даже очень супернизким выходным сопротивлением, будут только делать вид, что они контролируют динамик.
Общий вывод по Focal Utopia 7W2 – это дверной мидбас и будет контролироваться только усилителем с отрицательным выходным сопротивлением 0,7-0,6 ома.. во всех остальных случаях мидбас будет иметь характерный подъем на 100 Гц, гудеть и болтаться... хотя с Аудисонами VRX этот эффект не так уж и заметен (я про гудеж), но он есть..... и горбик на 100-110 Гц тоже есть....
Для практической проверки именно этого динамика я сейчас буду дорабатывать подходящий усилитель, который в результате будет иметь на частотах ниже 150-200 Гц возможность регулировки выходного сопротивления от минус 0,1 до минус 1,2 ома, на остальных частотах усилитель будет иметь просто низкое положительное сопротивление. Вот тогда чисто экспериментальным путем мы и выясним насколько нужно дотягиваться до результирующей добротности 0,7 или будет достаточно выходного сопротивления минус 0,1-0,2 ома.
Для экспериментов буду использовать б/у усилитель JBL GTO 2000. Этот усилитель просто никакой, по жизни разве только его использовать на какой-нибудь бюджетный сабик.
Напряжение питания во вторичке при 14,7 вольт входных составляет ±33,5 вольта, так что даже теоретически на нагрузке 4 Ом усилитель выдаст всего около 70 Вт, а реально выдает только 60 Вт.
На нагрузке 2 Ом все гораздо лучше и свои 110 Вт усилитель спокойно отрабатывает... это я к тому, что при доработке двух каналов в синфазные на 4 Ома усилитель, как выдавал, так и будет выдавать честные 60 Вт на канал.
Вначале его немного доработаю, превратив в полный директ, а затем сделаю ему регулируемое отрицательное сопротивление.
Принцип по которому будет дорабатываться усилитель, доходчиво изложен в статье А. Фрунзе "УМЗЧ с отрицательным выходным сопротивлением" и заключается в совместном использовании положительной обратной связи по току (ПОСТ) и отрицательной обратной связи по напряжению (ООСН).
Правда я не буду использовать ОУ, а сделаю это на двух транзисторах, как это делали Салтыков Олег и Александр Сырицо еще в семидесятые годы.
А пока идет процесс к подготовке доработки усилителя, попробуем посмотреть как приспособить недобасящий/перебасящий мид к работе в двери (пока теоретически)... тут даже не приспособить, а просто понять почему он так себя ведет .. ну и набрать просто информации для дальнейших общих выводов.
Вот здесь описание доработки усилителя JBL GTO 2000 под отрицательное выходное сопротивление: http://halin-kvdam.blogspot.com/2014/09/blog-post.html
Назовем этот тип: ни туда ни сюда/и туда и сюда.
Вот почему по этим динамикам столько неоднозначных отзывов... одни говорят, что он играет. другие говорят, что он не играет... у одних он гудит, у других он не гудит... и т.д. и т.п.
Как про них говорят - "очень капризные миды в плане установки".
Попробуем разобраться почему это происходит.
Как характерный пример возьмем и посмотрим на графики динамика Brax Matrix 6.1 PP.
Нахожу в инете две спецификации от AUDIOTEC FISCHER по этому динамику (все именно про Brax Matrix 6.1 PP!) которые немного отличаются друг от друга. Такие параметры, как сопротивления, резонансная, экв. объем и общая добротность одинаковые, а вот Qms и Qes указаны разные... в первом случае 4,45 и 0,51 соответственно, а во втором 8,03 и 0,65.
Brax Matrix 6.1 PP вариант 1
Brax Matrix 6.1 PP вариант 2
Если посчитать по формуле соотношений добротностей первый случай, то получается общая добротность равна 0,45, а во втором случае Qts получается 0,60....... хотя в даташитах везде указана общая добротность 0,59.
Особо не задумываясь над этим фактом, строим графики:
Синий и красный графики - это Rвых требуемое и результирующая добротность согласно данных TS из даташита №1 , темно синий и оранжевый графики согласно данных из даташита №2.
Получается, что эти миды в одном случае чисто ящичные, а во втором почти дверные.
Но самое интересное начинается если построить графики по фактическим измеренным данным... и это тоже Brax Matrix 6.1 PP!
Данные TS взяты отсюда: http://sibzvuk.ru/shop/product/256804003
Получились черный и зеленые графики. Здесь видно, что динамик требует для полного контроля над собой только усилителя с отрицательным выходным сопротивлением.
Дальше выводы делайте сами - о каком вообще динамике идет речь, когда говорят о Brax Matrix 6.1 PP ?
Просто информация по некоторым мидам:
....Focal Utopia Be 5W2... в двери у него будет частота среза 80 Гц и добротность 0,63.
Чтобы дотянуться до резонансной 70 Гц нужно, чтобы выходное сопротивление усилителя было примерно 0,5 Ом (это мы как-бы увеличиваем Qes примерно на 0,1 и она становится 0,73).
А так - это ящичный мид.
Вот расчеты:
А так - это ящичный мид.
Вот расчеты:
Динамик требует ЗЯ примерно 8 литров... но скорее всего в таком объеме звук будет "зажатый"..
Для работы в двери динамик хочет, чтобы выходное сопротивление усилителя было 1,8-1,9 Ом и тогда его нижняя частота среза будет 78 Гц, в противном случае с обыкновенным усилителем нижняя частота среза будет всего 122 Гц.....:
Динамики Morel Supreme SCW636
Производитель рекомендует для этих динамиков ЗЯ объемом 2,8 литра или ФИ объемом 10 литров.
Для работы в двери динамик хочет, чтобы выходное сопротивление усилителя было 1,8-1,9 Ом и тогда его нижняя частота среза будет 78 Гц, в противном случае с обыкновенным усилителем нижняя частота среза будет всего 122 Гц.....:
Динамики Morel Supreme SCW636
Производитель рекомендует для этих динамиков ЗЯ объемом 2,8 литра или ФИ объемом 10 литров.
Примерно так и получается - видно, что результирующая добротность 0,7 получается примерно при 4 литрах.
Значит SCW636 - чисто ящичные миды.В дверях эти динамики максимум что отработают - частота среза 121 Гц..... чтобы динамики забасили, надо чтобы выходное сопротивление усилителя было примерно 7,0-7,5 Ом.
Мидбасы Foсal Performance P165V33.
Строим графики:
Динамик однозначно требует усилителя с отрицательным выходным сопротивлением.. при выходном сопротивлении усилителя минус 0,68-0,7 Ом в двери будет иметь плоскую АЧХ с частотой среза около 60-65 Гц. В противном случае (с обыкновенным усилителем) частота среза ниже 75 Гц не опустится и будет горбик на 150 Гц.
Infinity REF 6530 - тоже хочет отрицательного сопротивления при работе на дверь - ... примерно минус 0,2-0,3 Ом... но думаю, что это не катастрофически... с обыкновенным усилителем в двери результирующая добротность получается 0,8 при частоте среза 78 Гц.
Иногда попадаются обсуждения динамиков и есть некоторые практические данные по их применению.
Очень интересно сравнить расчеты с практикой.
Итак строим графики для Vifa M18WO-09-04.
Результирующая добротность 0,7 получится только в ящике примерно 5,5 литров (с учетом самого динамика объем должен быть 7 литров), а резонанасная будет 88 Гц. Ясно, что в таком ящике звук будет зажатый, да и нижняя частота не очень.
В других закрытых объемах динамик хочет усилителя с положительным выходным сопротивлением.
Вот здесь по ссылкам на таком динамике уже делали громкоговоритель V1:
http://akustika1.ru/gromkogovoritel_v1.htm
http://electronic.vladbazar.com/akustika-i-zvuk/
Объем громкоговорителя там взят 12 литров, а результирующая добротность получалась не больше 0,54 (и как там дальше написано: Это позволяет успешно использовать громкоговоритель V1 совместно с ламповыми усилителями, зачастую имеющими повышенное выходное сопротивление..)
Итак 12 литров - вычитаем объем динамик 1-1,2 литра, получается 10,8 литра... проводим на графике от 11 литров линию на график добротности и видим, что добротность получается 0,53 и частоту среза 94 Гц. Совпадает.
Если применить в этом случае усилитель с выходным сопротивлением 1,14 Ом, то результирующая добротность будет 0,7 и частота среза 67 Гц. Если выходное сопротивления усилителя увеличить до 1,7 Ом, то при результирующей добротности 0,78 частота среза будет 60 Гц..... ну это уже лучше.... собственно в тех статьях про V1 так и получается .
Вывод: динамик и теоретически и практически в ящике 12 литров будет играть от 60 Гц только с усилителем у которого выходное сопротивление составляет примерно 1,7-1,8 Ом.
С обыкновенным усилителями с низким/нулевым сопротивлением динамик в ЗЯ от 7 до 40 литров ниже 98-108 Гц играть не будет.
Scan-Speak 15W4531G00
Часто применяемый динамик в автозвуке.
Строим графики:
Результирующая добротность 0,7 по расчетам получается в ящике примерно 4,1 литра, с частотой среза 89 Гц.
Негусто, зажато, но ровно.
Из практики можно еще удобоваримо увеличивать объем ЗЯ до 6-7 литров,.... а уже при 10 литрах результирующая добротность становится меньше 0,5 и частота среза больше 100 Гц..
В дверь этот динамик с обыкновенным усилителем просто никак - ему тогда требуется усилитель с положительным выходным сопротивлением 3-4 Ом.
6 1/2'' SATORI MW16P-4
Строим графики:Ящичный мид - хочет чистого объема 8-10 литров.
В двери будет нормально работать только с усилителем имеющим положительное выходное сопротивление 3-4 ома,
AudisonThesis TH 6.5 sax
Строим графики по заводскому даташиту :В двери этот динамик отыграет только до 112 Гц.
Но есть проблема: один из владельцев этих динамиков говорит, что в двери они отыгрывают практически до 60 Гц... значит: или заводские параметры не соответствуют реальным.. тогда скорее всего Qes не 0,44, а почти 0,7... или переходная салона такая, или дверь маленькая... или тут вмешивается мистика.
Согласно измерений сделанных в обзоре АЗ #9/2008: Qts получилась 0,323, Fs -51,7, Vas-13,7.
Чудесов не бывает. Сам мидбасс даже назвали sax, то есть барабаны он ещё должен отыгрывать, а вот бочку - только с сабом.
Focal Utopia Be 6W3.
Пару слов об этом динамике.
При стандартной установке в двери получается результирующая добротность Qtс 0,83 и Fs 53 Гц с небольшим подъемом в районе 90-110 Гц на 0,5 дБ.
Требует отрицательного выходного сопротивления усилителя 0,5-0,6 Ом.
Требует отрицательного выходного сопротивления усилителя 0,5-0,6 Ом.
Пока подскажу только то, что электрическая добротность Qes у этого динамика очень большая - 0,82 и поэтому её влияние очень и очень велико. Вот здесь сам акустический провод играет огромную роль, не говоря уже о выходном сопротивлении усилителя....
К примеру: предположим взяли провод 1 квадрат мм (17 калибр) .. до дверей 5 метров, значит 10*0,0166= 0,166.. сюда добавим переходное сопротивление наконечников и клемм и получим 0,25 Ом. Вроде как и немного.
Но при этом Qtс сразу возрастет с 0,83 до 0,89 и подъем на средней частоте 100 Гц составит как минимум 1 дБ! А если дверь небольшая по объему, то с такими проводами добротность может дойти до 0,92.
Вывод напрашивается сам - с этими динамиками нужно применять максимально возможный калибр акустических проводов с хорошо обжатыми и зажатыми наконечниками в клеммах усилителя и динамика.. плюс это все промытое химией типа Контакт.
Ну и нужен усилитель с максимально низким выходным сопротивлением. Теоретически - это должны быть мощные усилители, которые позволяют работать на 2, а ещё лучше на 1 Ом, а еще лучше на 0,5 Ома, так как тогда у них гарантированно низкое выходное сопротивление.
Практика подтверждает это, так как по отзывам автозвуковиков, динамик 6W3 удовлетворительно раскачивают следующие усилители: Brax X2000.2, Audison VRx 2.400, Steg MASTERSTROKE MSK 1500, Sinfoni Desiderio, Focal FP 2.150, Ground Zero GZNA 2850XII и др. подобные.
Видел в инете инсталлы с: Alpine PDX-F6 (мостом), ...
Продолжение следует.
Продолжение следует.
Михаил, а поясните, как строится голубая кривая требуемого Rвых?
ОтветитьУдалитьГолубая кривая строится автоматически, когда в окошко Rвых усилителя (Ом) вводится нужное значение.
ОтветитьУдалитья имею ввиду не в указанной программе, а на Ваших собственных графиках.
ОтветитьУдалитьЗабиваю в программу combinOS.exe данные по динамику и далее ставя разные объемы, записываю получившиеся Исх. добротность, требуемое Rвых и Fз в Excel.... и строится график.
ОтветитьУдалитьах вот как ) спасибо.
ОтветитьУдалитькстати, результирующая добротность в этой программе получается несколько другой по сравнению с JBLspeakershop
Стоит мидбас 18W/4531 в ЗЯ двери Шкода. Звук отменный, бас сочный, артикулированный, ничего не бубнит и не дребезжит. Меня не устраивает ЗЯ, который установлен в дверь, слишком громоздко и некрасиво. Позволит ли виброразвязка мидбаса по Вашему опыту достичь тех же результатов. При этом штатно мидбас стоит сзади обшивки двери Шкода.
ОтветитьУдалитьВиброразвязка - это в первую очередь лишь только виброразвязка. Акустическое оформление - вот что главное для динамика. А если не акустическое, то повлиять на добротность динамика можно только электрически,... ну или переделать динамик под дверь.
ОтветитьУдалитьСам мидбас в стоковом исполнении? Внизу на сколько подрезан?
Да, мидбас в стоковом исполнении. ЗЯ 15литров. Снизу мидбас не подрезан, т.к. магнитола штатная Swing.
ОтветитьУдалитьТогда, чтобы уйти от ЗЯ, и сканспик 18W/4531 заработал в двери - есть два пути:
ОтветитьУдалить1. Замена шайбы динамика в известном месте.
2. Использование усилителя с положительным выходным сопротивлением.
В обеих случаях необходима подрезка снизу.
Скажите,а есть отзывы по замене шайбы?Если вы имеете в виду питбуля ,то сам не слышал и отчёта не видел, Отзывы разные слышал, даже такое что не стоит портить динамик, интересно ваше мнение!!!
УдалитьА виброразвязка? Усилитель на нагрузку 1,5-2 Ома?
ОтветитьУдалитьВиброразвязка незначительно уменьшает общую добротность, а здесь для работы в двери нам надо значительно увеличивать общую добротность (как минимум на 0,1-0,15).
ОтветитьУдалитьИ немного ты запутался - нужен не усилитель, работающий на нагрузку 1,5-2 Ома, а нужен доработанный усилитель, имеющий регулируемое положительное выходное сопротивление 1,5-2 Ома.
Вот пример такой доработки:
http://halin-kvdam.blogspot.com/2013/11/genesis-stereo-100.html
интересно, а с помощью LIMP из ARTA software, возможно получить значение выходного сопротивления УНЧ?
УдалитьLIMP из ARTA - это совсем из другой оперы.
УдалитьВыходное сопротивление усилителя измеряется самым простым способом - вольтметр переменного напряжения с 3-4 знаками после запятой, нагрузочное сопротивление (например 4 Ома и его значение измеряем, как минимум до 2-3 знака).. Подаём с генератора синус и измеряем напряжение на выходе усилителя в холостом режиме и под нагрузкой..
Далее считаем по формуле: Rвых=R ((Uхх/Ur)-1).
И все таки Михаил как определить, будет ли играть НЧ Brax Matrix 6.1PP с усилителем Mosconi Gladen AS200.4, установленные в дверях
ОтветитьУдалитьЗнать бы реальные параметры ТС конкретных 6.1PP.. сам видишь какой может быть разброс.
УдалитьПопробуй где нибудь их замерить.
Добрый день
ОтветитьУдалитья буду инсталировать SEAS H1288-08 (CA22RNX)
подскажите какая добротность будет у этих динамиков в двери и какой усилитель им нужен будет?
спасибо
Если верить вот этим реально измеренным параметрам
ОтветитьУдалитьhttp://forum.vegalab.ru/showthread.php?t=26331
мид ближе к дверному.
В объеме 33 литра у него добротность будет 0,707 и доиграет он до 62 Гц. В простой двери 40-50 литров добротность будет 0,6-0,65, нижняя 62-63 Гц и ему хочется выходного сопротивления усилителя в 1 Ом..
То есть играть он будет совершенно нормально со стандартным усилителем (с нулевым выходным сопротивлением), надо только постараться уменьшить объем двери до 40 литров и даже чуть ниже.
Из-за того, что импеданс динамика 8 Ом - надо искать усилитель, который на нагрузке 4 Ом выдает как минимум 150-200 Вт.
Спасибо
Удалитьзначит выбранный мною Xetec P2 Evo будет отличным вариантом для него
Здравствуйте, Михаил. Не могу соориентироваться. Подскажите! Какими параметрами должен обладать динамик, чтобы он контроллировался практически любым усилителем при работе на среднестатистическую дверь авто?
ОтветитьУдалитьВ идеале - у динамика уже закрепленного в подготовленной двери общая добротность (Qts) должна быть 0,7. На практике допускается в пределах 0,65-0,75.
ОтветитьУдалитьИсходим из того, что в основной массе у динамиков установленных в дверь, общая добротность поднимается примерно от 0,15 до 0,25
Таким образом сначала надо смотреть на изначальную общую добротность динамика по даташиту - если она составляет 0,5-0,6, то уже есть вероятность, что динамик будет контролироваться в двери любым усилителем. Потом надо измерить реальную добротность динамика и если она соответствует 0,5-0,6 - то еще больше увеличивается вероятность контроля в двери любым усилителем. Дальше нас интересует как динамик среагирует на дверь - двери-то бывают разные .. и 30 литров и бывает 70 литров .. - если измеренная добротность с закрытой дверью крутится около 0,7 - включаем систему и слушаем. Должно играть так, как может этот мид согласно заявленного диапазона частот и с силой, которую обеспечивает мотор динамика. Тембральный окрас, диаграмма направленности, четкость создания КИЗ и т.д. - это уже цена динамика, салон авто, настройка, как кому нравится и тому подобное.
Уточню. Т.е. если мид в идеале выходит на итоговую добротность в двери 0.7, то нам не важно положительное или отрицательное выходное сопротивление усилителя?
ОтветитьУдалитьДобротность динамика 0,7 как раз и нужна для усилителей с околонулевым выходным сопротивлением.
ОтветитьУдалитьА вот если будет низкодобротный динамик, у которого добротность в двери далеко не дотягивает до 0,7, то вот тут и нужен усилитель с регулируемым положительным выходным сопротивлением. Мы регулировкой выходного сопротивления усилителя делаем у динамика добротность 0,7 и тогда он воспроизводит частоты практически до своей резонансной частоты.
Если у динамика добротность в двери получается далеко за 0,7, тогда здесь нужен усилитель с регулируемым отрицательным выходным сопротивлением, чтобы уменьшить добротность динамика в двери до 0,7.
Вроде всё сложилось в голове. Премного благодарен!
ОтветитьУдалитьБольшое спасибо за интересную информацию!
ОтветитьУдалитьГде скачать программу?
Фух.. я уж подумал, что уже не найти эту программу в инете.
УдалитьНо она до сих пор самая первая ссылка при поиске....
На всякий случай даю прямую ссылку на скачивание:
ftp://ftp.radio.ru/pub/2007/10/combinOS.exe
Михаил, какой толщины вакуумной резины Вы использовали в Вашей конструкции виброразвязки "ревелаторов"?
ОтветитьУдалитьПрижимное кольцо для зажима выпилено из фанеры какой толщины. Судя по Вашим фото динамик крепится на резину посредством прижимного кольцо, получается динамик "болтается" на резине?
Толщина вакуумной резины для этих динамиков была выбрана 2 мм.
УдалитьФанера для кольца была десятка, ничего не мешает сделать его из металла.
Насчет болтается - это так кажется. Когда резина натянута и расстояние между динамиком и внешним отверстием 3-5 мм, при толщине резины 2 мм, плюс подвес - то вся конструкция довольно жесткая и только при значительном приложении силы динамик можно немного подвигать вперед/назад. Ну а при реально работе он стоит как вкопанный, акустического замыкания нет, а виброразвязка есть.
Приветствую Михаил! Хочу вас поблагодарить за столь содержательный блог, очень интересно читать ваши статьи. Так что Спасибо!
ОтветитьУдалитьСейчас стою перед выбором комплекта динамиков в машину и смотрю то же на Сканспик. Посоветовали ли бы вы брать Сканспик в двери с учётом вышеперечисленных доработок и если да то какой? Может быть какие нибудь другие динамики например от Dynaudio, Seas, Faital, etc..? В данный момент у меня два усилителя, оба старички Audison vr203 и Soundstream reference 300 с небольшими доработками. Гу Alpine Ute92bt с модами с вашей статьи)) так вот, я так понимаю что для адекватной работы Списков в двери в референс придётся добавлять каскад ООС с регулировкой, верно?
P.S. сейчас в авто установлен комплект Focal ps165fx и за несколько месяцев экспериментов я так и не смог получить от них удовлетворительного звука при том что двери максимально зашумлены и подготовлены. Прочитав статью и прогнав Фокалы в симуляторе я теперь понимаю почему, только где искать усилитель с отрицательным сопротивлением? Скорее фокалы будут проданы и куплены Сканспик вместо них.
Привет!
ОтветитьУдалитьУсилитель с отрицательным сопротивлением я делал, но это требует фактически полностью самостоятельных действий по доработке, настройке.., так как даже опытные инсталляторы не хотят с этим связываться.
Гораздо проще выглядит доработка под положительное выходное сопротивление (надо лишь схема, расчет и три сопротивления). Ну и не забываем, что надо выровнять импеданс динамика с помощью Цобеля.
Сейчас идет эксперимент с низкодоборотными 8 омными динамиками:
http://halin-kvdam.blogspot.com/2016/09/genesis-dm1802-8az.html
Михаил, насколько я понял Сканспик 18W/4531G00 в подготовленной двери и с подходящим усилителем может очень хорошо и красиво отыгрывать мидбас. Но как насчет середины? Каковы впечатления от середины у вас? Подойдет ли он для двухполоски с частотой среза около 2.5к? Судя по АЧХ там все ровно до 1к, а потом горб который в принципе может благоприятно сказаться на работе в двери, но только если динамик адекватно отыгрывает эти частоты.
ОтветитьУдалитьМне нравится середина.. до сих пор у меня не возникло желания менять 4531 на что-то другое.
ОтветитьУдалитьА смотреть на графики не вредно... наверное без этого горба, сканспик не был-бы сканспиком.
Во первых это-же не домашка, когда динамики смотрят на тебя.
Во вторых в дверях левый и правый стоят под разными углами.. мы собственно слушаем суммарную АЧХ.
Я начинал двухполоску со среза на 2,1. потом 2,4... и закончил на 3,1 кГц.
У меня в усилителе сделана раздельная по каналам регулировка выходного сопротивления.. так вот по разному устанавливая подъем импеданса для левого и правого динамика (цепями Цобеля) и немного по разному выставляя выходное сопротивление усилителя и т.д. - дотянулся до частоты раздела 3 кГц.
Здраствуйте Михаил. Помогите пожалуйста, динамики SB ACOUSTICS SATORI MW16P-4 БУДУТ ИГРАТЬ НА ДВЕРЬ ОТ УСИЛИТЕЛЯ ESX SIGNUM 4.120 ИЛИ ПОД НИХ НАДО ДЕЛАТЬ З.Я.? ЦЕЛЬ ДОБИТСЯ 40-50Hz. С УВАЖЕНИЕМ СПАСИБО.
ОтветитьУдалитьПривет!
ОтветитьУдалитьВ двери эти динамики доиграют до 90 Гц (добротность поднимется только до 0,375-0,39). То есть, если в полную полу с учетом переходной салона будет большой провал с 90 до 40 Гц и динамик будет колбасить от инфраниза. Чтобы этот динамик доиграл до 40 Гц для него нужно делать усилитель с выходным сопротивлением 3,5 Ома.
Потом сам пересчитай по реальным параметрам динамика, а по даташитовским получается, что этому динамику нужен объем ЗЯ (без учета объема динамика) примерно 8,7 литра, в ящике он будет играть до 74 Гц, а с учетом переходной салона доиграет до 45-50 Гц.
ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!
УдалитьМихаил, добрый день. Помогите советом пожалуйста, мидбасы Scan-Speak 18W/8531 установка в дверь от усилителя audison vrx 2.250, какое выходное сопротивление потребуется на усилителе? C Уважением.
ОтветитьУдалитьПривет!
ОтветитьУдалитьДля Scan-Speak 18W/8531 (чтобы его добротность в двери получилась 0,7) - нужно, чтобы выходное сопротивление усилителя было примерно 2 ома.
Спасибо Михаил!
ОтветитьУдалитьПриветствую Михаил! Спасибо огромное за Ваш труд. Подскажите пожалуйста про старые миды Focal Utopia 6W1 и характеристики усилителя для них.
ОтветитьУдалитьУ меня такие,играли на двери хорошо,быстрые очень, сейчас послал в ремонт начали шуршать,пока причину не знаю, возможно низко резал,слушал не громко
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Михаил!
ОтветитьУдалитьСкажите, а можно использовать сопротивление кабеля и последовательно подключенный мощный резистор для получения положительного выходного сопротивления? То есть, без твика усилителя.
Привет!
УдалитьПоследовательный резистор - это эквивалент понижения BL и добротность при этом увеличивается, а динамик станет тупее.Но это ни капельки не изменит резонансную частоту динамика, и если он не играл низы (то-ли из-за своих параметров, или из-за неправильного акустического оформления), то и не будет играть.
Михаил подскажите на хорошо зашумленную переднюю дверь Пассата в8 возможно установить динамик SB Acoustics MW19P-4 'Satori без использования ящика и каким способом да и подскажите какой усилитель для них лучше применить планирую PDX-V9 может что то сами предложите лучшее? на задние двери планирую SB Acoustics MW16P-4 'Satori от этого же усилителя что сделать чтоб эти динамики заиграли в двери, просто у них хорошая макродинамика поэтому решил использовать именно их.
ОтветитьУдалитьБез ящика, просто в двери от обыкновенного усилителя динамик SB Acoustics MW19P-4 дотянет до добротности 0,39, а срез по -3 дБ будет 97 Гц. То есть, все как обычно с такими низкодобротными динамиками - без подрезки снизу, с учетом переходной салона, будет большой провал с 97 до 50 Гц и динамик будет колбасить от инфраниза. Чтобы этот динамик доиграл ровненько до 45 Гц, для него нужно делать усилитель с выходным сопротивлением примерно 3 Ома. Ну или ящик примерно 9-10 литров (тогда ровно доиграет до 56-58 Гц).
Удалить